Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.

Русский язык у детей (как привить любовь и каковы ваши успехи?)

Тема в разделе "Семья и дети", создана пользователем ncux, 6 сен 2004.

  1. Yuliya

    Yuliya Новичок

    А у меня вообще нет желания учить 2х-летнего ребенка читать... Мы только-только говорить начали и у меня нет абсолютно терпения а-кать и бе-кать 1000 раз в день, петь буквы и слоги когда он явно ничерта не понимает и ему не интересно. A потом он гораздо быстрее всему научится когда старше станет.

    Я до 7 лет вообще жила у бабушки и букваря в глаза не видела, потом тем не менее одной из самых успеваемых в классе была и школу закончила на отлично. Конечно, с моей старшей сестрой родители больше занимались (года в 3 она читала уже), в школе ни одной даже ПОТОЧНОЙ четверки, но не могу сказать что в жизни ей это чем-то особо помогло. Она и сама себя ходячей энциклопедией называет, ответит на любой вопрос, вплоть иногда до страницы учебника, но в некоторых простых житейских вопросах я гораздо лучше ориентируюсь.

    Как можно в год ребенка ДОБРОВОЛЬНО буквам научить а в 2 чтению не представляю себе, чес. слово... Как по мне то пусть лучше с игрушкми играет, с детьми другими общается, картинки в книжках смотрит и жизни радуется, насупленые вундеркинды меня не вдохновляют, которые часто с другими детьми ни играть ни общаться не умеют, а сидят и слушают о чем болтают взрослые и рассуждают как маленькие старички и старушки. Но это мое ИМХО, конечно, основанное на моих наблюдениях. :bath:
     
  2. ЛяЛя

    ЛяЛя Завсегдатай

    Псих, смотрите мой предыдущий пост. Я там кое-что добавила.


    Юль, так ни кто не говорит, что одно в ущерб другому должно быть.
    И ясно как божий день, что никто не хочет вырастить из своего ребенка изможденного и хилого очкарика с талмудом подмышкой, лишенного детства во имя удовлетворения родительских амбиций.
     
  3. Anna

    Anna Аксакал

    Юля, мы учились играючи и "между делом". Но это потому, что мне самой было интересно, чтобы детеныш выучил буквы :) Он их выучил так же, как названия повседневных предметов: стула, стола и т.д.
     
  4. valeria

    valeria Присяжный переводчик

    для психа: если хотите научить хорошему русскому - советую вести в русскую школу. в ляйдене мне очень понравилось, кстати я им весь набор Зайцева подарила, с кубиками - надеюсь что пользуются. о других школах знаю лишь по-наслышке, но теперь их много-можно найти поблизости, топик есть на эту тему.

    кстати, у меня довольно много русских книжек сохранилось, для малышей и постарше (от Чуковского и Остера до Джека Лондона). я все собирала в надежде, что детям понадобятся. увы, дочка уже прочитала все это на голландском, а на русском не прочитает, видимо, никогда. так что, если кто заинтересован - могу дать на время или насовсем. Живу в окрестностях Р-ма.

    а насчет остальной дискуссии - выше головы не прыгнешь, в основном дети (после и до определенного возраста) не слышат того, что вы говорите, но видят то, что вы делаете. придумала это не я, но засело в голову навсегда.
     
  5. Guest

    Guest Гость

    Не знаю, псих, помогут ли вам рецепты нашей борьбы за русский язык в семье. Старшему ребенку- 8,5 лет, родился и жил исключительно за границей, последние 4 года в Голландии, мы все- русские. ИМХО, в такой ситуации поддержание языка- дело упертости родителей. Свой добровольный выбор ребенок сделал в пользу голландского, русский изучает в принудительном порядке- ежедневно 30-40 минут, прошли программу 3-х летней школы, сейчас будем заниматься по учебникам 4-го класса русской школы. Пишет и читает неплохо (сравнивала летом с московскими ровесниками), на твердую 3 предмет знает (если постарается, то может и на 4). Разговорная речь- гораздо более бедная чем у сверстников, сказывается отсутствие общения с ровестниками на русском, а также то, что читает, увы, мало. Вообщем, если вы решите в семье- что занятия русским языком- это необсуждаемая обязанность, то шансы есть.
    По поводу свободного выбора детей, то могу составить примерный список вещей, которые ребенок делает охотно и без напоминания/принуждения:
    -игра на компьютере;
    -просмотр мультиков по тв;
    -игра с друзьми на улице;
    -спортивные занятия в хоккейном клубе.

    Исходя из списка этих приоритетов, в семье растет расслабленный спортсмен-дебил, что как-то не соотносится с нашими семейными ценностями и образовательным уровнем . Поэтому многие вещи приходится отслеживать, заниматься вместе, поощрять (даже материально).
    Мы же не открываем перед ребенком холодильник со словами- кушай, что тебе нравится ,т.к. весьма вероятно ребенок выберет не шпинат и морковку, а шоколадную фла и мороженое. Почему же я должна распохнуть дверь во взрослую жизнь и сказать, бреди куда знаешь?
     
  6. Anna

    Anna Аксакал

    А здесь-то с детьми "товарищей по несчастью" (т.е. русских за границей) ваш деть на русском общается?
     
  7. Aap

    Aap Старожил

    По поводу необходимой дозы "культурного родительского насилия" (в смысле культуры, а не в смысле - без рукоприкладства) я решила для себя окончательно, именно пожив в Го и наглядевшись на детей мужа... Фенька в том, имхо, что здесь слишком многое делается под лозунгом "как ребенку хочется".
    Лозунг вроде бы замечательный - на словах. На деле зачастую означает отказ родителей от ответственности за развитие ребенка. Потому что дети или просто не знают, чего они хотят или думают, что знают, чего хотят. Случаи истинного знания тоже встречаются, но значительно реже и в более сознательном возрасте, чем здесь почему-то принято считать. И в этой ситуации родительский шанс (если назвать это долгом, то звучать будет угрожающе) дать детям как можно больше узнать и попробовать. Чтобы или сделать для себя окончательный выбор, или - уж совсем на перспективу - когда-нибудь вспомнить с благодарностью (знание языков, уроки тенниса и верховой езды, музыкальная школа, культурные вылазки - выбор вольный и пристрастный). А что все равно детки тебя за что-нибудь будут благодарить, а за что-то "ненавидеть" - известное дело, на то и детки. Причем никогда не знаешь, за что именно. Лично я сейчас вспоминаю с нежностью, как родители устраивали нам "архитектурные экскурсии" по Москве. Как я их ненавидела тогда, как мне хотелось в магазин или в зоопарк! Зато теперь. И что в теннис играю до сих пор, просто для себя - тоже родители постарались. А вот что музыку бросила - никогда не жалела, как мне не предсказывали. Вот и думаю - для моего сына русский язык будет как для меня музыка или теннис?
     
  8. Amenhotep

    Amenhotep Активный форумчанин

    Ну это и так видно, и то, и другое. Ну, а бить все равно придется - чтобы не выделялся из окружающих отсутствием синяков на коже B)
     
  9. Yuliya

    Yuliya Новичок

    Я бы хотела задать такой вопрос:
    а когда для вас наступает тот момент когда ребенок сам может выбирать что ему нравится? Т. е. если русский язык/спорт/музыка/музеи/русская школьная программа будут добровольно-принудительно :)) навязываться (подталкиваться), то до какого возраста?

    Я так же как и Ляля ходила в ненавистную муз. школу 3 или 4 раза в неделю, потом еще дома надо было заниматься, и это когда все дети на улице... Всегда мечтала о спортивной гимнастике, но моя мама была мастером спорта по гимнастике и не хотела для меня такой участи (много травм), а ее родители в свою очередь записали ее вместо любимой музыки на спорт который она ненавидела :))) такой вот круговорот.

    Если даже в 5-6 лет мой сын не захочет заниматься музыкой или спортом - это будет его выбор и я не буду настаивать.

    :))) А насчет выбора между едой, то я считаю что если ребенок выбрал шоколадное фла, а не мои котлетки с картошкой, то значит надо приготовить котлетки повкуснее, или чем-то другим их заменить что ребенок точно съест, а навязывать кушать то что полезно но ребенку не нравится я не буду.

    Анна,
    я не о столе и стуле говорила, а о умении ребенка общаться со сверстниками и получать радость от этого, а не сознание того что "я опять умнее их" :)))
     
  10. Anna

    Anna Аксакал

    Юля, здесь очень тонкая грань.

    С одной стороны, хочется, чтобы ребенок нормально общался и "нашел свое место в обществе".

    С другой стороны, хочется дать ему приличный старт, чтобы это самое место не оказалось на задворках.

    С третьей стороны, если попускать ребенку во всем, результаты могут быть поразительные (дети, конечно, по натуре существа любознательные, но и ленивые, а в нашем обществе, увы, естественный отбор идет постоянно...)

    Вот и приходится как-то балансировать, чтобы и общался, и бездельником не вырос, и себя мог защитить, когда мамы с папой рядом не окажется.

    PS Нынешнего губернатора Калифорнии папа в детстве порол, однако вреда воспитуемому от этого не случилось. Что говорит о том, что в воспитании все-таки должна быть цель, а уж добивается ее каждый в меру своей испорченности (хотя лучше, конечно, с минимальным расстройством для подрастающего организма...)
     
  11. ncux

    ncux Админ

    Ура.
    Мы движемся в сторону, которая мне нравицца. :)
    Умело, нежно и ласково напрявлять ребёнка ежовыми рукавицами в нужном (ему одному :) направлении.

    Дамы, благодарю покорно за проявленную стойкость по отношению к откровенности суждений. Ура.

    По поводу книжек детских (спасибо valeria) - предлагаю устроить у нас в Утрехте библиотеку детских книг для всех. :)
    Я существо мобильное, часто перемещающееся, поэтому со сбором-раздачей будет просто. Вот только не забыть бы :)

    Русский ребёнку забросить я не дам. Тока (извините, кому не по нраву) через мой холодный труп. С другой стороны, я надеюсь, что нежная любовь к языку, если она есть у обоих родителей - передается дитю и всё будет карашо. Даже музыка (которая свята на протяжении уже нескольких поколений по женской линии) - на мой взгляд - переживём. Но языыыык...


    ЛяЛя: Фраза "моя вина плюс совокупность разных объективных причин" - это бессмертно. :) А в остальном - ещё раз спасибо. :)))


    (Аменхотеп, у меня память так себе, но я записываю. И нас ждёт пэйнтбол. :)
     
  12. Yuliya

    Yuliya Новичок

    Anna,
    было здесь упоминание о том, что учительница со школы намекнула на то, что при хорошей успеваемости у ребенка нет от этого никакой радости, я дословно правда не помню, и реакция о том, что это у голландцев должно быть все "leuk", а мы за семерки даже не хвалим. Мне кажется что ребенка постоянно надо хвалить за успехи, какие бы они ни были, тогда может и радость будет. это ИМХО, конечно, но вижу такую тенденцию довольно часто, у русскоязычных родителей когда им говоришь "какой у вас умный ребенок" сразу реакция "да, он умный, но тааакой ленивый, все только из-под палки". О ленивых детях говорят только у нас по-моему как о постулате.

    У меня пока маленький ребенок, но я все время задумываюсь неужели такой подход правильный? Почему встречаю тогда голландских детей, которые тоже хорошо развиты, но не из-под палки или толчков родителей, а от собственного желания? Или может я ошибаюсь и они лупасят дома детей? :fart:

    Сегодня на работе приехал коллега с Украины, они там закончили один проект по управлению в образовании, так вот он рассказывал что после введения 12-бальной системы дети (я думаю с подачи родителей:))) хотят получать только 12 баллов и другие оценки их не устраивают, и еще о супер дисциплине говорил, когда ученик по-сути ноль, а учитель бог, такой дистанции в Го нет. И в семье то же самое я думаю, родители очень часто решают чем заниматься ребенку а чем нет, с кем дружить и с кем нет, etc.

    Ляля,
    Вы молодец по поводу того как привить ребенку любовь к чтению, я снова перечитала сообщения. Только вот нам пока со сказок надо начинать :))
    мне интересно, сверстники вашего ребенка тоже читают подобную литературу?

     
  13. ЛяЛя

    ЛяЛя Завсегдатай

    Вы знаете,Псих, вопрос русского языка у детей, поднимался на русскоязычных форумах Бельгии и Голландии не раз, скажу больше - дискуссии возобновляются каждый год с новой силой. За это время я наблюдала достаточное количество будущих и молодых родителей,бьющих себя кулаком в грудь и говорящих:" Да мой!.... Он точно будет!.... Навярняка!..." и т.д. Правда о достигнутых результатах слышно было очень мало.
    Давайте договоримся так, появится ребенок, подрастет, так Вы уж нас не забудьте:), и поделитесь тем, что Вам удалось. И не надо так экстремально:) - труп и все такое:)). Буду искренне за Вас рада, если Вам это удастся.

     
  14. ЛяЛя

    ЛяЛя Завсегдатай

    Ну что ж, очень рада. Может меня еще цитировать будете:)))

    Допускаю, что могла несколько косноязычно выразиться, т.к. нахально сидела писала на работе, хотя еще раз перечитав, решила ничего не исправлять - эта фраза, которая Вас позабавила, выражает именно то, что я и хотела сказать.
    Кроме того, нельзя сравнивать русскоязычные и смешанные пары. При работающей маме в смешанной семье у ребенка меньше шансов хорошо знать русский, чем имея маму, которая не работает. Ребенок до половины четвертого в школе, до половины пятого на продленке, потом 3 раза в неделю различные секции. В половине седьмого приходит папа-голландец и общение ведется на голландском. Плюс друзья-приятели. Собственно говоря, это и были объективные причины.
    Mea culpa заключается в том, что в определенный момент не проявила,наверное, принципиальности и пустила все на самотек. Не ожидала ,что язык так быстро может "уйти", учитывая что он хорошо для своего возраста говорил и читал на обоих языках. Увы.
     
  15. Aap

    Aap Старожил

    Мы тоже в Утрехте. У нас тоже есть книжки, правда немного. Мне очень стыдно, но меня жаба душит - мне книжки в Го никто кроме Лены Голобородько не отдавал (пару раз напомнишь, а потом думаешь - плевать, новые куплю, себе дороже по десять раз обратно свое клянчить, чаще всего ведь не по злому умыслу, а по забывчивости или рассеянности всякой). Со всякими там Яломом и детективами - и пусть, а вот некоторые "тяжелые" детские книжки вроде Винни Пуха и сказок Остера из рук упускать боязно. Лучше меня попросить при случае из Москвы привезти (та же Ленка так и делает) - случаем мы называем ситуацию, когда я лечу вместе с мелким и на него тоже 20 кило полагается (значит 40 на двоих, что радует). Да, у меня есть куча женских журналов, вот их я при случае раздаю почти с радостью. Но это, имхо, не совсем детское чтение.
     
  16. Guest

    Guest Гость

    Ляле: Видимо, русский в Вашем случае и не нужен в таком объеме- с особенно если папа не говорит по-русски. С нами в этом плане проще- мама и папа, помешанные на поддержании русского дома, русскоговорящая младшая сестра, русское тв, русская бабушка 3-4 месяца в году, летом каникулы в России. И вот такие небольшие успехи. Так что, псих, будьте готовы к трудностям.
    Анне: русскоговорящие дети в нашей округе - дети из смешанных семей и помладше, так что в плане языка ничего привнести не могут.
     
  17. Anna

    Anna Аксакал

    Гостье:
    Почти как у нас: тоже брат с сестрой. Только наш постарше уже. В 9 лет он, кстати, тоже несколько прохладно относился к русскому языку. А потом в какой-то момент "переключился" и стал больше читать по-русски, историей интересоваться, вопросы разные задавать.

    Вы же около Гааги живете, или я ошибаюсь? Это вроде бы не так уж и далеко....

    Юле:
    Хвалить тоже надо, но только не захваливать. Семерка - это не очень хорошая оценка. Если бы мы нашего хвалили за семерки, он бы не носил сейчас десятки. Более того, сейчас его вообще не приходится заставлять заниматься - он уже сам занимается, причем по самой сложной программе в классе, причем иначе он просто не может, ему скучно становится.

    Хвалить же слишком ребенка нельзя еще и потому, что начинают завидовать другие (а почему это он ходит в любимчиках и у него всегда хорошие оценки?..) Пусть лучше держится скромно - чем на большее человек способен, тем с него больше спрашивают, и это правильно.
     
  18. ncux

    ncux Админ

    ЛяЛя: Буду весть лог. :))))))))))) Для запечатления истории. Порадуемся вместе. :)

    Aap: А я не напрашиваюсь! Да с книгами у меня такая же ситуация - отдаю, не возвращают. Но и сам забывчив, поэтому не рискну.
    А по поводу привозить... Этттт вы зря заикнулись. :)
     
  19. SashaZ

    SashaZ Модератор

    Ну наконец-то пришло время пообщаться на любимую тему :)

    Сначала займусь конструктивной критикой.

    Оля, мне кажется ты рискуешь ввести в заблуждение глубокоуважаемого психа. У него может сложиться впечатление, что ребенок сам по себе начал читать по-русски, и теперь без проблем и в удовольствие читает. Однако это только часть истории. Есть еще вступление - чтение с ребенком, те же попытки занятий по Зайцеву, ..., и еще промежуточная часть - занятия в русской школе, занятия русским дома. Полагаю, если бы этого не было, то ребенок бы сейчас по-русски не читал. То, что рассказывала Ляля очень типично - учим русские буквы, начинаем читать, а потом перестаем заниматься, и все забывается.

    Особь мужеского пола, загодя до рождения ребенка интересующаяся вопросами его умственного развития, способна вызывать у меня лишь слезы умиления. :crying: Впрочем, откуда я могу знать Ваш пол? :fingal: Может, Вы просто так одеты, по-мужски... :unsure:

    Кстати, эта методика в чистом виде тоже не работает! :no: Двое детей, которые ходят в голландскую садик-школу будут приносить оттуда игровую лексику и играть дома по-голландски. Из моих многочисленных немецких знакомых самый печальный опыт (не)сохранения русского языка был в семье с двумя девочками-двойняшками. Приехав в Германию уже в приличном возрасте (лет в шесть), девочки пошли в школу, с тех пор говорят друг с другом только по немецки, как и впрочем и с окружающими (им около 12ти). Так что кроме рождения второго ребенка надобно приложить и другие усилия.

    В два года еще очень даже можно!
    В том то и дело, что малышу интересно заниматься, для него это игра. К вопросу "как" - ну, например, в той же Лупан была идея рисовать буквы, которые что-то делают, например, буква О открывает рот, а буква Г ловит рыбу. У нас это пользовалось большим успехом, ребенок часто подходил и просил нарисовать ту или иную "интересную" букву. А иногда просил нарисовать паровоз. В таком возрасте и то и другое одинаково интересно.

    Обеими руками соглашусь с последним предложением. Правда, я по поводу занятий фанатею куда-как поменьше - у нас получается пол-часа в неделю занятий русским (дома, со мной), ну и читают сколько хотят, я не заставляю и не ограничиваю, только обеспечиваю набор книг. Зато тоже бабушка, тоже каникулы в России, в каникулы несколько раз были организованы уроки русского (детям очень нравились). В плюс еще то, что когда мы сюда приехали старшему уже было четыре, то есть иностранный язык не с рождения. Еще было много занятий с логопедом, что отчасти тоже русский.

    Почти ничего не написала про методики, только комментарии. В другой раз, сейчай уже сплю :sleep1:
     
  20. Арина

    Арина Старожил

    Да, *русские* каникулы - это подспорье. И русские бабушки тоже.
    Ни того ни другого у нас нет.
    И хоть и живет моя мама по соседству, но вот что парадоксально - она даже упрекала меня в том, что ребенок воспитывается в двуязычии: *Зачем ему тут русский?* А в одиночку мне такое не под силу. Поэтому иллюзий не питаю совершенно и скорее всего *неродной* язык у нас *уйдет*.
     

Поделиться этой страницей

Загрузка...