Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.

FAQ: Семья и дети

Тема в разделе "FAQ-архив", создана пользователем Yaroslav Blanter, 7 мар 2004.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Предупреждение - Disclaimer

    Информация, которая содержится в этих вопросах и ответах, не является официальной. Иногда она основана на официальных источниках (в этих случаях мы приводим ссылки). Часто официальная информация недоступна или не существует, тогда мы основываемся на опыте, в основном, участников этого форума. Хотя мы прилагаем все усилия, чтобы проверять правильность ответов, они могут оказаться устаревшими или неверными. Даже когда информация взята из официальных источников, надо помнить, что ситуаций бывает много, что именно применимо в вашем случае, часто можно понять только с помощью юриста, а интерпретация закона может зависеть от чиновника, его исполняющего. Поэтому мы не можем отвечать за юридическую точность ответов на вопросы и снимаем с себя всякую ответственность за возможный ущерб, возникший в результате их использования.

    Составление:
    Yaroslav Blanter.
    Редактирование, дополнения:
    Yaroslav Blanter,
    SashaZ,
    Сэл,
    Alexey,
    Вилка.

    Замечания, исправления и дополнения просьба помещать в соседний топик в этом же разделе, "FAQ6 - Семья и дети".

    Q6.1. [Какие детские дошкольные учреждения бывают в Нидерландах?

    Q6.2. Какие основные принципы системы школьного образрования в Нидерландах?

    Q6.3. Ребенок школьного возраста приехал и не говорит ни слова по-голландски. Что делать?

    Q6.4. Что такое интернациональные школы и как туда попасть?

    Q6.5. Есть ли в Нидерландах русские школы? Как они функционируют?

    Q6.6. После того, как ребенок переехал в Нидерланды, с ним начались проблемы. Что делать?

    Q6.7. В семье говором по-русски, но ребенок, когда к нему обращаются по-русски, отвечает по-голландски. Что делать?

    Q6.8. В семье говорим по-голландски (или по-английски). Как сделать, чтобы ребенок знал русский?

    Q6.9. Какие основные отличия взаимоотношений в семье и школе в Нидерландах и России (Украине, Белоруссии...)?

    Q6.10. Как найти спортивные и прочие секции, чтобы отдать туда ребенка? Сколько это может стоить?
     
    Метки:
  2. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.1. Какие детские дошкольные учреждения бывают в Нидерландах?

    A6.1. Наиболее часто встречаются две формы.

    1) Kinderopvang (то же самое, что dagopvang, creche) - то, куда вы отдаете ребенка от 0 до 4 лет на полный день, пять раз в неделю. Ориентируйтесь на суммы в районе 1000 евро в месяц. По новому закону, вступающему в силу с января 2005, всю эту сумму оплачивают родители, а работодатель имеет право (но не обязан) компенсировать до трети ее (компенсации сверх трети этой суммы облагаются налогом как доход). В зависимости от ващих доходов, что-то еще может компенсировать государство.

    Группы могут быть разного возраста: 0-2 года, 2-4 года, 0-4 года. В группе обычно две воспитательницы, третьей заменяющей может быть не предусмотрено. Горячего питания нет, если не дадите свое. Организованного сна нет, но если ребенок хочет спать, его уложат. Все болезни немедленно распространяются, скорее всего, ваш ребенок переболеет всеми возможными вирусными заболеваниями, которые только в данный момент есть в Нидерландах.

    Если ребенок не входит в садик, вы все равно за него платите. Могут быть какие-то дополнительные условия, например, если вы хотите отдать ребенка не на полную неделю, а на часть.

    Во избежание путаницы добавим, что kinderopvang (но не dagopvang и не creche) называются также учреждения, куда отдают детей от 5 до 12 лет после школы (до прихода родителей с работы).

    2) Speelzaal или Peuterzaal - то, куда вы отдаете ребенка на полдня (с 9 до 12) несколько дней в неделю, от 1 до 4. Стоит существенно дешевле, чем kinderopvang, и потому доступен не только семьям, где оба родителя работают. Цена зависит от зарплаты родителей и может составлять любую сумму от 5 до 100 евро в месяц. Опять же, при пропуске деньги не возвращаются. Ограничения по возрасту - от 2.5 до 4 лет. Может быть небольшая очередь. Детей кормят тем, что вы им дадите утром, и спать не укладывают, если хорошая погода, с ними гуляют. С болезнями - та же самая история.
     
  3. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.2. Какие основные принципы системы школьного образования в Нидерландах?

    A6.2. Школа начинается с 4 лет (не обязательно ждать начала учебного года, ребенок может пойти в школу в тот же день, когда ему исполнилось 4 года, если это, конечно, не каникулы). С 5 лет посещение школы обязательно. Начальная школа (Basisschool) продолжается до 12 лет. Первые два года (группа 1-2) - что-то вроде детского сада, когда дети в основном играют. После этого, если ребенок готов идти в настоящую школу (обычно в 6 лет, на усмотрение учителя), он с начала учебного года отправляется в группу 3. Оценки обычно начинаются с 3 группы, домашние задания - с 5. В каждой группе только один учитель на все предметы (иногда два, но предметных учителей, кроме гимнастики и музыки, нет). После окончания 8 группы ребенок идет в среднюю школу (Middelbare school). Начальные школы, за редкими исключениями, мало чем отличаются между собой, а средние школы различаются очень сильно. Они бывают трех различных категорий (см. ниже), которые, если привести аналогию с российскими школами, очень грубо соответствуют делению на 10-11 класс обычной школы, техникум (колледж) и училище. Так вот, при окончании начальной школы каждый ребенок получает рекомендацию, на какую именно из этих ступеней средней школы ему надо идти. Эту рекомендацию (advies) составляют учитель и директор начальной школы, руководствуясь, во-первых, собственными впечатлениями, а во-вторых, результатами специального государственного теста (CITO-toets), который в большинстве школ проводится в восьмой группе. В этом тесте проверяют знания по математике, голландскому языку, и предмету wereldorientatie (ориентация в мире), который содержит географию и базовые сведения, как, например, правила дорожного движения. К рекомендации надо относиться серьезно, так как без нее в среднюю школу не возьмут. Если ребенок получил не ту рекомендацию, которую бы вам с ним хотелось, ее можно оспорить, но не удастся ее изменить больше, чем на одну ступень.

    Итак, средняя школа состоит из следующих направлений: VWO (voorbereidend wetenschappelijk onderwijs), HAVO (hoger algemeen voortgezet onderwijs) и VMBO (voorbereidend middelbare beroepsonderwijs). VWO - самая высокая ступень, продолжается 6 лет, после нее можно идти в университет. Она делится на gymnasium (классы с изучением древних языков, считаются несколько более престижными) и atheneum (без древних языков). Иногда деление на эти потоки происходит сразу, иногда - после первого года обучения по его результатам (так называемый brugklas). В средней школе уже по каждму предмету свой учитель. Предметы в первых трех классах VWO у всех одни и те же, а начиная с четвертого происходит дальнейшее деление по направлениям обучения. Таких направлений четыре: природа и техника (natuur en technik), природа и здоровье (natuur en gezondheid), экономика и общество (economie en maatschappij) и культура и общество (cultuur en maatschppij). Каждое из этих направлений предполагает определенное количество обязательных предметов и несколько предметов по выбору. На этой стадии уже важно, какие предметы выбраны, так как от этого будет зависеть в дальнейшем возможность учиться в университете на определенных специальностях. Вступительных экзаменов в университеты как таковых нет (хотя их грозятся ввести, например, в Лейдене с <b style="color:black;background-color:#ffff66">2006), но на некоторые специальности (например, медицина) происходит отбор - или конкурс оценок, или жеребьевка.

    HAVO - более низкая ступень, 5 лет обучения. Иногда первый год дети учатся вместе с VWO. После окончания можно учиться в высшей школе - hogeschool. Это стандартное образование, например, для учителей и программистов.

    VMBO, в свою очередь, делится еще на две части - теоретическую (раньше называлась MAVO) и практическую. Обучение 4 года, после теоретической части возможно продолжение - MBO, middelbare beroepsonderwijs.

    Обучение до 16 лет бесплатно, после этого надо платить. Оценки у совсем маленьких - по буквенной шкале (А - самая высокая, Е - самая низкая, но ниже С практически не ставят). У более старших - от 1 (самая низкая) до 10 (самая высокая), 6 - достаточная. В отличие от российской школы, оценка 10 подразумевается только за выдающийся результат, и поэтому ее практически не выставляют за устные ответы или доклады (spreekbeurt), и только за идеально сделанную письменную работу (100% правильных ответов). Начиная с 5 класса начальной школы, три раза в год дети приносят домой оценки - rapport - выполняющие такую же роль, как в России четвертные оценки. Аналога годовой оценки нет, ее роль играет последний раппорт. Оценка на раппорте обычно представляет собой среднее арифметическое текущих оценок за отчетный период (иногда с весом, пропорциональным важности работы), округленную до целого числа. Вычисляют также средий балл на раппорте, который является самым важным показателем успеваемости. Неразумно требовать, чтобы он у вашего ребенка составил 10, даже если он в России был круглым отличником. Таких оценок не бывает. Средний балл выше 8 является показателем очень хорошей успеваемости. Если на раппорте есть оценки ниже 6 (tekort) - значит, у вашего ребенка проблемы в школе.

    Занятия обычно в начальной школе с 8:30 до 12:00 пять дней в неделю и затем с 13:00 до 15:00 четыре дня (кроме среды). В младших группах начинается чуть позже. В средней школе - с 8:00 до 16:00 (зависит от числа уроков и конкретного расписания, 5 дней в неделю).

    Если ребенок болен, то, разумеется, он может не идти в школу. Для этого надо позвонить утром в школу и предупредить (достаточно только в первый день). Справка от врача скорее всего не понадобится, достаточно будет написать записку, подписаться и отправить ее в школу вместе с выздоровевшим ребенком. Зато если вы не предупредите, то у вас могут возникнуть проблемы - пропуск занятий будет расценен как прогул, и в худшем случае вас оштрафуют. Если вы хотите забрать ребенка из школы по причинам, не связанным с болезнью, рекомендуется договариваться с директором школы заранее. Добавить пару дней к каникулам будет очень сложно - таких умных много, и школы обычно за этим следят. Скорее всего, от вас потребуют документального подтверждения вашей версии причин, по которым ребенок пропустил занятия.

    Школы, и начальные, и средние, бывают государственные, католические и протестантские (бывают и другие, но их гораздо меньше). Отличия между ними минимальные и обычно вас не касаются. Поэтому при выборе школы разумно руководствоваться ее уровнем и близостью к дому, а не принадлежностью. Уровень школы можно посмотреть по результатам проверок

    на этом сайте.

    Дополнительная информация - в статья на русском,
    здесь.
     
  4. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.3. Ребенок школьного возраста приехал и не говорит ни слова по-голландски. Что делать?

    A6.3.
    Вот статья, в которой это подробно расписано. Для понимания как этой статьи, так и нашего ответа, прочтите ответ на вопрос 6.2.

    Кратко, ситуация такая. В детский сад ребенка возьмут с любым уровнем голландского. В начальную школу - могут взять сразу, а могут на некоторое время (обычно на год) отправить в интернациональный класс, в котором будут специально заниматься его голландским. Здесь есть хитрости. Как мы уже упоминали, школы различаются по уровню. Обычно вы хотите отдать ребенка в хорошую школу. В то же время, интернациональные классы обычно имеют слабый контингент учеников, и ваш ребенок может потерять мотивацию и отстать по программе от той школы, в которую он через год вернется. Другая крайность - если в школе вообще нет детей иностранцев, то учителя не имеют необходимого опыта для обращения с вашим ребенком (даже если это лучшая школа в городе), и ребенок тоже сильно отстанет. Так что в каждом случае (в зависимости от школы) всегда надо выбирать из разных вариантов - страться, чтобы ребенок и язык выучил, и по остальным предметам не отстал. Лучше всего подходят школы с умеренным количеством иностранцев; может быть, тогда удастся обойтись без интернационального класса. Еще одна важная деталь - публичные школы (в отличие от католических и протестантских) получают от государства субсидии на обучение детей голландскому, так что можете рассчитывать, что с этим вам в публичных школах помогут.

    Учтите также, что в восьмой группе (12 лет) дети пишут CITO-тест, и плохие результаты могут означать плохую рекомендацию при поступлении в среднюю школу. Если вы хотите этого избежать, используйте все средства, которые есть в вашем распоряжении - пытайтесь организовать для ребенка уроки голландского еще до приезда (см. соответствующий раздел FAQ), ходите в школу и объясняйте, какой ваш ребенок гениальный, договаривайтесь о дополнительных уроках, в крайнем случае, отдайте его на класс ниже.

    Настоящие проблемы возникают после 12 лет, так как в среднюю школу ребенка берут только с рекомендацией из начальной. Если такой нет, а ребенок по-голландски не говорит, то возможны такие варианты. Первый - вы приносите переведенную выписку из личного дела с оценками и характеристиками и убеждаете директора средней школы, что его надо взять на ту ступень, куда вы хотите. Даже если его возьмут на ступень ниже, это еще не трагедия - когда он немного выучит язык, если он действительно способный, школа переведет его куда надо. Второй - отправите ребенка в Internationale Schakelklass, где он выучит голландский и подготовится к переходу в среднюю школу по его уровню. Третий - отдать его в интернацинальную школу, где обучение идет на английском. Этот вариант хорош только в том случае, если вы не собираетесь долго оставаться в Нидерландах, или если все остальное по каким-то причинам не подходит.

    Если вышему ребенку 16 или 17 лет, то трудности настолько серьезные, что стоит задуматься, правильное ли вы принимаете решение, выдергивая его из выпускного класса на родине и привозя в незнакомую страну, с неизвестным языком, совершенно другой системой образования и крайне неясными перспективами продолжения этого образования.
     
  5. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.4. Что такое интернациональные школы и как туда попасть?
     
    • Нравится Нравится x 1
  6. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.5. Есть ли в Нидерландах русские школы? Как они функционируют?

    A6.5. Обычных школ - дающих полное образование на русском языке, которое можно было бы потом использовать для продолжения обучения в России - в Нидерландах нет. Когда говорят о русских школах, речь идет о субботней школе. Такие школы функционируют на общественных началах, обучение стоит каких-то минимальных денег. В данный момент такие школы есть в Амстердаме, Лейдене, Гааге, Роттердаме и Утрехте, периодически они возникают и закрываются. Так как, как правило, родители не соглашаются возить ребенка в соседний город, в каждом из этих городов имеется не очень большой контингент учеников (больше в младших классах, меньше в старших), которые занимаются русским языком и иногда другими предметами (история, русская литература, математика, зависит от класса и школы) . Не надо рассчитывать, что такая школа заменит вам программу российской школы. С другой стороны, обычно она дает возможность поддержать на некоторое время язык у детей и общаться на русском, если дети этого хотят.
     
  7. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.6. После того, как ребенок переехал в Нидерланды, с ним начались проблемы. Что делать?

    A6.6. Причины могут быть совершенно разные - они, например, могут быть связаны просто с возрастом. Но, конечно, переезд создает дополнительные трудности. И вы и ребенок испытываете стресс, причем он не меньше, чем вы. Этот стресс связан со страхами перед неизвестностью, и ваши страхи передаются ребенку. Поэтому лучшее, что вы можете в этой ситуации сделать - облегчить переход из одной среды в другую и ребенку, и, что не менее важно, себе. Не ограничивайтесь школой и не думайте, что она за вас решит все эти проблемы. Постарайтесь узнать как можно больше до отъезда (например, тут, на этом форуме). Познакомьтесь с русскими семьями с детьми близкого возраста, уже тут живущими. Не бойтесь, что общение с ними повредит вашему ребенку вход в голландский круг общения - без голландского он не останется, а на первое время будет большая польза. Научите его плавать. Отдайте его в спортивную секцию - потом в Нидерландах будет проще, он сразу сможет пойти заниматься тем же видом спорта.

    Главное - не оставляйте ребенка одного справляться со своими проблемами. Вам этот тяжелый участок жизни надо пройти вместе с ним. И на него надо будет тратить ваше время, которого вам и так не хватает - отрывать от изучения языка, интеграции, социализации, поисков работы, решения собственных семейных проблем. При этом не думайте, что это время выброшено. Чем больше вы довольны собой, тем лучше это передается ребенку, тем меньше будет у него проблем.
     
  8. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.7. В семье говором по-русски, но ребенок, когда к нему обращаются по-русски, отвечает по-голландски. Что делать?

    A6.7. Обычно начинаетса с того, что ребенок хочет вам показать, что знает голландский лучше вас, а если это запустить, дойдет до того, что ему будет проще выразить мысли по-голландски, чем по-русски. Не бойтесь признать, что вы знаете голландский хуже. Попросите перевести и обьяснить по-русски, это будет развивать его русский. Главное - не создать ситуацию, в которой два языка противопоставлены - в ней еще неизвестно, какой победит. Занимайтесь с ребенком - это развивает его русский. И, разумеется, надо понимать, что просто общение с вами недостаточно для поддержания языка. Надо, чтобы ребенок читал по-русски, рассказывал вам содержение прочитанного, общался в русскоязычной среде (например, оттправляйте его по возможности к бабушкам в Россию). Язык должен развиваться, иначе рано или позндо ребенок целиком перейдет на голландский.
     
  9. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.8. В семье говорим по-голландски (или по-английски). Как сделать, чтобы ребенок знал русский?

    A6.8. Опыт показывает, что добиться этого можно (есть примеры), но сложно (таких примеров мало). Добиваются этого те, кто действительно этого хотят и понимают, что с ребенком надо общаться на родном и ему, и вам языке. Ваш супруг/супруга должны раздельать эти ваши убеждения, иначе будет очень сложно. Практические рекомендации те же, что и в вопросе 6.7. К сожалению, русская субботняя школа, скорее всего, мало чем поможет - во всяком случае, если ребенок не понимает, зачем он туда ходит.
     
  10. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.9. Какие основные отличия взаимоотношений в семье и школе в Нидерландах и России (Украине, Белоруссии...)?

    A6.9. 1) Если ребенок, по вашему мнения, плохо учится, учителя не будут причитать по этому поводу и вызывать вас в школу. Скорее всего, вы узнаете об этом из очередного раппорта. Вас никто не будет вызывать в школу из-за успеваемости. (Хотя примерно раз в два месяца бывают встречи учителей с родителями, называемые kontaktavond, вы можете туда пойти и поговорить с учителем). Никто никогда не будет тянуть ребенка на более высокую оценку, как в России. Рекомендация в среднюю школу, скорее всего, будет точно соответствовать результатам теста, никакие смягчающие обстоятельства не будут приняты во внимание, пока вы сами об этом не попросите.

    2) Вообше в обществе нет идеи о том, что лучше корошее образование, чем плохое, поэтому вам не удастся, апеллируя к эмоциям учительницы, убедить ее, что ваш ребенок не должен идти в MAVO, если он плохо написал тест. Тем более, возможно, сама учительница тоже училась в MAVO - учителя должны иметь образование HBO.

    3) Программа, по сравнению с российской, идет очень неравномерно. В начальной школе она идет по всем предметам очень медленно, зато уделяется много времени вещам, которые в русской школе вообще не проходят, например, правилам дорожного движения. Программа в средней школе сильно зависит от ступени, и, например, в gymnasium она очень сильная. Так, на второй год в программе одновременно стои изучение шести языков. Поэтому, если ребенок не привык работать, и тем более работать самостоятельно, в средней школе у него могут начаться трудности. За шесть лет по отдельным предметам они нагоняют то, что в русской школе изучают 8 или 9 лет, да еще с большим числом часов на предмет.

    4) Особенно у маленьких детей: практически все общение происходит либо непосредственно в школе, либо регулируется через родителей. Например, если ребенок А хочет после школы поиграть с ребенком Б, он говорит об етом своей маме, та звонит маме ребенка Б за несколько дней и они договариваются, что та, скажем, приведет Б домой к А в 15:00, потом уйдет (это не надо оговаривать) и заберет его в 17:00. Надо оговорить, будет ли Б обедать. То же и с днем рождения: оговариваются время начала и конца, а также кто приводит и забирает детей. Родители ребенка должны хорошо продумать программу дня рождения, согласовав ее, естественно, с ребенком - во что приглашенные будут играть, чем их кормить (обычно мороженым, чипсами или колой, горячие блюда только в виде экзотики), будут ли они смотреть фильм и т.п.
     
  11. Yaroslav Blanter

    Yaroslav Blanter Новичок

    Q6.10. Как найти спортивные и прочие секции, чтобы отдать туда ребенка? Сколько это может стоить?

    A6.10. В Нидерландах принято отдавать детей в кружки и секции с самого раннего возраста, поэтому скорее всего все ваши знакомые, у которых есть дети, что-нибудь знают. Кроме того, сами секции вовсе не скрывают информацию о себе. Ищите ее в городской брошюре (stadsgids), местной библиотеке и в ANWB, на худой конец - в телефонной книге (в некоторых городах бывают даже специальные к ней приложения - "Wegwijs" - с адресами и телефонами, в том числе, всех школ, спортивных секций, кружков и т.п. Расспросите секретаря школы и родителей - ребенку приятно будет оказаться в том же футбольном клубе, что и его одноклассники. В начале сентября часто проводятся "ярмарки свободного времени": всевозможные самодеятельные оркестры, хоры, танцевальные ансамбли, спортивные секции и т.п. себя рекламируют, раздают буклеты и развлекают прохожих.

    Примерная стоимость: плавание - 25 евро в месяц за занятия 1 раз в неделю 45 мин. Теннис - 130 евро в пол-года, тоже раз в неделю. Шахматы - 40 евро в год. Индивидуальные занятия музыкой, рисованием и пр. вряд ли обойдутся дешевле 20 евро в час. Первое занятие обычно бесплатное. Кроме того, в случае спортивных секций часто дешевле вступить в секцию и платить не за занятие, а за год независимо от числа посещенных занятий.

    Особо надо сказать про плавание. В Нидерландах все дети учатся плавать и сдают экзамены (так называемые дипломы A и B ). Обычно маленьких детей (с 5 лет) водят в бассейн на занятия. Если ребенку уже больше 5 лет, то его не примут сразу в группу, а поставят в очередь, ожидание может длиться до полугода. Если ваш ребенок не умеет плавать, ему больше 5 лет, а вы его хотите научить, постарайтесь это сделать еще до приезда. В Нидерландах он попадет в группу с 5-летними начинающими, и для ребенка, скажем, 12 лет это может быть сильный и совершенно ненужный стресс.
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей

Загрузка...